Тема. Действие деления. Знак деления. Решение задач.
Цель: познакомить
с новым арифметическим действием – делением, раскрыть смысл деления; развивать
вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь;
воспитывать интерес к математике.
Ход урока
І. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Урок математики.
Сегодня урок мне бы
хотелось начать со слов: «Школа – это детская страна, где много
света и тепла, где много счастья и добра». Вы согласны? (Да).
Как вы думаете, что
надо сделать, чтобы учение было не в тягость, а в радость? (прилежно учиться,
выполнять домашние задания, отвечать на уроках, быть воспитанными, соблюдать
правила поведения, помогать товарищам, учителю, стараться не огорчать
родителей).
А чтобы на каждом
уроке подниматься выше, достигать новых успехов, надо помнить,
какие трудности уже преодолели. Скажите, ребята, какую новую, сложную, но
интересную темы мы недавно начали проходить? (Умножение).
Скажите, а что мы уже
знаем и умеем? (Дети называют темы предыдущих уроков: умножение, название
компонентов умножения, таблицу умножения числа 2).
ІІ. Актуализация знаний.
Итак, давайте
повторим, что мы уже знаем.
Индивидуальная работа. Некоторые ребята получили карточки на табличное умножение 2.
Фронтальная работа. А мы соберем наше внимание и ответим на вопросы задачи примером
на умножение.
Носил орехи бурундук.
По два за каждою щекой.
Насыпал до верху сундук –
Не будет голоден зимой.
Сколько орехов за один раз приносил
бурундук?
Появляется запись: 2*2=4
Дарит бабушка – лисица
Трем внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте.»
Сколько всех, пересчитайте?
2*3=6
Мышка зерна собирала.
По два зернышка таскала.
Принесла девятый раз
Каков мышки стал запас?
2*9=18
Молодцы!
Поможем Буратино. Найди
лишнее выражение. Почему оно лишнее? (лишнее 3 выражение, т.к. в 1,2,4 –
слагаемые одинаковые, а в третьем выражении они разные).
Как можно записать
выражения с одинаковыми слагаемыми? (с помощью умножения). Запишите эти
выражения с помощью умножения и вычислите, а потом проверим.
3+3+3+3+3 = 3х5=15
2+2+2+2 =
2х4=8
3+3+2+4
4+4+4= 4х3=12
-Прочитайте,
используя математический язык:
-произведение чисел 3 и 5 равно 15;
-1 множитель – 2, 2 множитель – 4,
произведение – 8;
-произведение чисел 4 и 3 равно 12.
Помогите Карлсону.
Составьте примеры по образцу.
Работаем устно.
20+60=80
32+8=40 27+30=57
80-20=30
40-32=8
57-30=27
80-30=20
40-8=32
57-27=30
- Какая здесь
закономерность? (Связь компонентов сложения: чтобы найти неизвестное слагаемое
надо из суммы вычесть известное слагаемое; вычитание и сложение –
взаимнообратные действия). Молодцы, ребята!
-Еще к
нам за помощью обратился Чебурашка.
Помогите Чебурашке
ответить на вопросы.
Отвечать нужно только «Да» или «Нет».
Если «Нет», то
объясните почему?
И дайте правильный ответ.
1.Результат умножения – произведение.
2.Высказывания могут быть истинные и
устные.
3.В записи двузначного числа есть
десятки и единицы.
4.Первый компонент вычитания – это
слагаемое.
5.Сумма – это результат сложения.
6.Если из вычитаемого вычесть
уменьшаемое, то получиться разность.
(Первый компонент вычитания – это
уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть вычитаемое, то получим разность.)
Молодцы! Вы смогли помочь
всем героям, а нам нужно идти дальше.
ІІІ. Постановка
проблемы.
Какие
действия нам уже известны? (сложение, умножение, вычитание).
Какое действие обратное сложению?
(вычитание) Какое действие обратное вычитанию? (сложение).
Рассмотрите рисунок и придумайте к нему
задачу.
На одном дереве сидело 8 птиц.
Сколько птиц сидело на трех таких деревьях?
- как будем решать задачу? (8*3=24)
-что значит 8 умножить на 3 (надо найти
сумму трех слагаемых, каждое из которых равно восьми).
А теперь составьте и решите
обратную задачу.
Почему возникли
затруднения? Чего мы еще не знаем и должны познакомиться? (мы не знаем как
записать решение, какое надо выбрать действие, какой знак действия).
Как называется это
действие, я думаю вы знаете. Это и будет тема нашего урока.
Слайд 5. Итак, тема урока: Деление.
Какие задачи нам нужно решить, чтобы
узнать все о делении?
- познакомиться с
действием деления.
- Какой знак у деления.
- Как записать и как
прочитать деление.
- Как называются
компоненты деления.
- Как деление связано с
умножением.
- Применять полученные
знания при решении примеров и задач.
ІV. Открытие
нового знания.
- Ребята, перед вами 8 яблок.
Нам нужно разложить по 2 яблока на тарелки. Как
вы думаете, сколько тарелок нам понадобится? (возможно кто-то скажет, что 4).
- А
как вы догадались? А как мы сможем проверить правы вы или нет? (разложим).
Раскладываем.
Да, действительно,
убеждаемся, что 4 тарелки.
А как нам записать решение задачи?
Итак, было 8 яблок, их разделили, разложили по 2 на каждую
тарелку. получили 4 тарелки.
8:2=4(т.)
Две точки – это знак
деления. Читам так: 8 разделить на 2 будет 4.(хором)
Физкультминутка
Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно,
Тише, тише, тишина
В нашу комнату пришла.
Мы делили, умножали,
Очень – очень мы устали.
Раз – два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим, отдохнем
И опять считать начнем.
V. Первичное закрепление.
Проверим, ребята, как мы усвоили новую
тему. Выполним несколько заданий. Открываем учебники на стр.74. Находим задание 461. Читаем
задание.
Чтение равенств: задание 462.
Решение задач
на деление: задание 463,464
Положите поровну 6 яблок в 2 корзины.
Ответ: в каждой корзине будет по __ яблока.
Разделите 9 конфет на троих детей.
Ответ: каждому достанется по __ конфеты.
Положите 10 орехов по 5 ореховв пакет. Ответ: получим __ пакета с
орехами.
Положите 8 пирожных на 2 тарелки поровну. Ответ: в каждой
тарелке будет по
__ пирожных.
VI. Рефлексия.
- Какая тема была рассмотрена сегодня?
(Деление).
- Какая была цель? (Научиться делить).
- Что такое деление? (Действие обратное
действию умножения).
- Какой знак используют для записи
деления? (Две точки).
- Решали примеры и задачи на деление?
(Да).
- Что мы еще не выяснили? (Как
называются компоненты деления, особые случаи деления и др.). Значит есть с чем
и над чем работать.
VII. Домашнее задание.
С. 75, з.466, п.467.
Комментариев нет:
Отправить комментарий