Беседы
с психологом
Гиперактивный ребенок
Гиперактивный ребенок
Портрет
гиперактивного ребенка
Такого
ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш,
встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя.
Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают,
хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги? У гиперактивного ребенка нет такого
слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают,
перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь
увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по
поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не
свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то
забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть
нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает
игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно
перечесть, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из
предыдущего опыта. У такого малыша инстинкта самосохранения как будто совсем
нет. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные
черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень
быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы.
Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы,
так, где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не
понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. Малыш не
знает, что такое расслабление, успокаивается, только когда спит. Но днем его не
уложишь, спит лишь ночью, но очень беспокойно. В общественных местах такой
ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все
потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается
родителей. Родителям гиперактивных детей приходится несладко с самого рождения
малыша. С самого начала он плохо, мало и очень беспокойно спит, рано
отказывается от дневного сна. С таким малышом постоянно приходится быть рядом,
следить за каждым его движением.
Вы узнали в описании своего ребенка? Тогда эта статья именно для Вас!
Вы узнали в описании своего ребенка? Тогда эта статья именно для Вас!
Причины гиперактивности
Существует
много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают,
что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей
развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения
выделяют:
-- генетические (наследственная предрасположенность);
-- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
-- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
-- генетические (наследственная предрасположенность);
-- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
-- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Как определить, является ли Ваш ребенок
гиперактивным
Прочитав
начало статьи, не спешите ставить своему ребенку диагноз! Гиперактивность
(СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе
специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить
особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу –
невропатологу, психологу - за консультацией, а затем вместе с ними помогать
ребенку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители
выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к
сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает
школу и, начались проблемы с учебой. Резко ухудшается общее состояние и
поведение ребенка, теряется интерес к учебе, не усваивается программа,
появляется неадекватное поведение.
Чтобы
определить, есть ли у Вашего ребенка особенности, характерные для детей с
гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она
определяется.
1. При невнимании:
– имеет незаконченные проекты;
– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;
– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);
– часто теряет вещи;
– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
– часто бывает забывчив.
2. Сверхактивность:
– ерзает, не может усидеть на месте;
– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
– мало спит, даже в младенчестве;
– находится в постоянном движении (с «мотором»);
– очень говорлив.
3. Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;
– не способен дождаться своей очереди;
– часто вмешивается, прерывает;
– резкие смены настроения;
– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
– не подчиняется правилам (поведения, игры);
– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.
1. При невнимании:
– имеет незаконченные проекты;
– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;
– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);
– часто теряет вещи;
– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
– часто бывает забывчив.
2. Сверхактивность:
– ерзает, не может усидеть на месте;
– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
– мало спит, даже в младенчестве;
– находится в постоянном движении (с «мотором»);
– очень говорлив.
3. Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;
– не способен дождаться своей очереди;
– часто вмешивается, прерывает;
– резкие смены настроения;
– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
– не подчиняется правилам (поведения, игры);
– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.
Как помочь гиперактивному ребенку
· Установите
причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе
такого ребенка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция).
· Если
врач- невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо
строго соблюдать его рекомендации.
· Сообщите
педагогам, воспитателям о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности
его поведения, дозировали нагрузку.
· Всегда
убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы,
лекарства, бытовую химию и т.д.).
· Вокруг
ребенка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает
отрицательные проявления.
· Важна
единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.
· С
таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень
чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей,
«заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
· Не
превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был
таким, как другие сверстники. Бывает, что такие дети обладают неординарными
способностями, и родители, желая их развить, отдают ребенка сразу в несколько
секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т.к.
переутомление ведет к ухудшению поведения, к капризам.
· Не
допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен
дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны
сменяться спокойными играми, прием пищи в одно и тоже время и т.д. Друзей не
должно быть слишком много.
· Старайтесь
делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка. Количество запретов должно
быть разумным, адекватным возрасту.
· Чаще
хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание
перевозбуждения.
· Когда
просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала
сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом
подмети в коридоре» – неправильно, ребенок выполнит лишь половину просьбы.)
Разговаривая, смотрите ребенку в глаза.
· Не
заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте
ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите
за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в
другой угол комнаты, значит, он уже устал.
· Приобщайте
ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от вьющей
ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам,
учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного
по возрасту и темпераменту.
· Освойте
элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его.
Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения
или другого занятия.
· Прежде
чем отреагировать на неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или сделайте
несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие.
Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.
· Повремените
с оформлением такого ребенка в детский сад.
· Гасите
конфликт, в котором замешан Ваш ребенок, уже в самом начале, не ждите бурной
развязки.
· Гиперактивный
ребенок - особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на
замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не
любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причем в любви
безусловной, когда ребенка любят не только за хорошее поведение, послушание,
аккуратность, но и просто за то, что он есть!
· Когда
становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у
некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок
подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов
неполноценности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий