четверг, 12 февраля 2015 г.

Урок природоведения в 3 классе



Тема. Сохранение тепла и электроэнергии в быту
Цель: вовлекать учащихся в полезную деятельность по энергосбережению, обогащать знания об основных правилах экономии в быту при использовании электроприборов; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы и применять полученные знания в жизни; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к электроэнергии и теплу
                           Ход урока                                                                         I.Организационный момент                                                                     II.Актуализация знаний.
Мотивация к учебной деятельности                                                                           
- Ребята, я сегодня получила необычное письмо. 
Давайте его прочитаем.                        
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня я спешу к вам в гости, 
Но кто я, догадайтесь сами:                                                                                         Дом – стеклянный пузырек,                                                                                           А живет в нем огонек.                                                                                                   Днем он спит, а как проснется,                                                                                     Ярким пламенем зажжется.»         
 (Электрическая лампочка.)                                                                                            ( Входит  «Лампочка».)                                                                                                 - Да, вы правы, друзья,       
  В гости к вам спешила я.
  Так спешила, торопилась,
  У вас в классе очутилась.
  Я пришла не просто так,
  В голове такой бардак!
  С вами хочу поделиться,
  Я не знаю, что творится?
Учитель:
Да постой же, лампочка,
Не торопись так, лапочка!
Расскажи нам не спеша,
Что у тебя за чудеса?
Лампочка:
Это чудо, просто чудо,
И взялось оно откуда?
Как настанет ясный день,
Улыбаться мне всем лень.
Хожу, как туча мрачная,
Холодная, невзрачная.
Только солнышко уйдет  ,
И моя печаль пройдет.
Я светиться начинаю,
Ни минуты не теряю,
Людям делаю добро,
Всем становится светло.
Учитель:
Дорогая  лампочка,
Не горюй ты, лапочка!
Сейчас расскажут тебе дети.
Что происходит с тобою на свете.
Учитель:
-Посмотрите, как  устроена лампочка.( Дети рассматривают.)
Вот пузатый стеклянный балончик,вот на удлиненной его части металлический цокаль с нарезкой, чтобы лампочку можно было ввинчивать в патрон.За стеклом дрожит тоненькая, как волосок, серебристая спиралька. Она-то, металлическая спиралька, и горит в лампочке.Когда электрические  лампочки только появились, их огонек сравнивали с огоньком свечки. Одна светила, как 15 свечей, другая ярче, как 30.

   А вообще-то электрическая  лампочка никакого отношения к свечам не имеет.Свеча горит, потому что горит. А лампочка не горит, а светит.
   И за это надо сказать спасибо электрическому току.
  Значит есть у лампочки дружок –
  Могучий и величественный.
  Зовется он, зовется он –
  Током электрическим.
 -Что такое электричество?
 -Как и где вырабатывается электричество?
-Как сберечь электроэнергию?

  III. Сообщение темы и цели урока
Тема урока: « Как сберечь электроэнергию и тепло в быту?»
-Чему мы должны научиться на уроке?
ІУ.Изучение нового материала.
1.Беседа.
- Какие источники получения электроэнергии вы знаете?
2.Работа в группах
- Посоревнуйтесь! Какая группа составит самый содержательный рассказ о том, как электроэнергия попадает в наш дом?

-Вспомним правила работы в группе.
3. Физминутка            
По тропинкам я бегу,                                                                                                       Без тропинки не могу.                                                                                                   (Бег на месте.)                                                                                                                   Где меня, ребята, нет,                                                                                                       Не зажжется в доме свет.                                                                                                 (Дети поднимают руки вверх, затем разводят их в стороны и опускают вниз.)                                                                                                           
К дальним селам, городам.                                                                                             Кто идет по проводам?                                                                                                     (Шагают на месте.)                                                                                                           Светлое величество -                                                                                                     Это электричество!                                                                                                           ( Прыжки на месте.)               
                                                            
                                                      
V.Закрепление и обобщение изученного материала                              1.Работа с учебником, с. 76-77.                                                                                      2 .Работа с загадками.                                                                                     «Электроприборы и правила сбережения электроэнергии»                                 -Самые «прожорливые» электроприборы все хорошо знают.                           -А как вы думаете, какие из них?                                                                             К потолку повесили,                                                                                                       Стало в доме весело.                                                                                                     Она снаружи вроде груша,                                                                                           Висит без дела днем,                                                                                                         А ночью освещает дом.                                                                                                    Лампа сутки погорит – сто кило угля спалит! 
Если светит зря она, где же экономия сырья?                                                             
- Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила?
-Что такое энергосберегающие лампочки? Энергосберегающие лампочки потребляют электроэнергию в 5 раз меньше, чем лампы накаливания (там, где раньше требовалась обычная лампочка на 100 ватт, теперь хватит 20-ваттной энергосберегающей) Такие лампы уменьшают затраты на оплату электроэнергии. У них большой срок эксплуатации. Если обычная лампочка перегорает примерно через 6 месяцев, то энергосберегающая - только через несколько лет.                                               Что за чудо, что за ящик?                                                                                           Сам - певец и сам - рассказчик,                                                                                   И к тому же заодно,                                                                                                     Демонстрирует кино.
Запомни! Надо своевременно включать и выключать телевизор. Подумайте: стоит ли проводить всё свободное время у телевизора? А может, полезнее были бы прогулка на свежем воздухе, экскурсия в музей? Ведь сидя у экрана телевизора, мы теряем не только драгоценное время, но и здоровье.
Полюбуйся, посмотри -                                                                                             Полюс северный внутри!                                                                                           Там сверкает снег и лед,                                                                                             Там сама зима живет.
Холодильник рассердился, взял, да сам и отключился. Работать трудно, - говорит, если толстый лёд висит.                                                                           - Как мы с вами можем помочь холодильнику?
Запомни! Старайтесь дверцу холодильника открывать как можно реже. Следите, чтобы она всегда была плотно закрыта. Продукты размещайте так, чтобы они не соприкасались друг с другом, чтобы холодный воздух свободно циркулировал. Почаще мойте холодильник. Подальше ставьте холодильник от окна, батареи.                                                                             На кухне Жар-птица                                                                                                     Печь мастерица.                                                                                                             Всё жарится-парится                                                                                                     Порою дымится.
Предложу один секрет - экономный дам рецепт:                                               Печь включи. Закипит - отключи и чуть- чуть повремени...                         Медленно еда кипит, электричество хранит.                                                      — Кто умеет экономно пользоваться плитой?
Пройдусь слегка горячим я,                                                                                     И гладкой станет простыня.                                                                                     Могу поправить недоделки                                                                                       И навести на брюках стрелки.
И сказали утюги: Мы хозяйкам не враги! Как погладишь пиджачок, Отключи свой утюжок, А остатками тепла Мы отутюжим все шелка.         -Кто и как помогает родителям гладить бельё?                                                   Запомни! Экономить электроэнергию можно даже при глажении.            Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии.            Угадай, кто ветром дует                                                                                           И над головой колдует?                                                                                     Смыв с волос густую пену,                                                                                 Сушат их все люди ...
Фен пыхтит, шумит, гудит, Угодить он всем желает. А ты под солнцем голову просуши, Пусть фен лучше отдыхает.                              -Как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом?
Запомни! Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Лучше просушить волосы под солнцем. Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.
Чтоб холодная зима                                                                                         Не прокралась к нам в дома,                                                                               Вы окошки утеплите -                                                                                           И в тепле себе живите!
-Бывает, в зимний период, мы отапливаем свои квартиры и классы электрическими обогревателями. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить драгоценное тепло?                                                           
- Как мы можем сохранить тепло в наших домах?
3.Игра: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- Ребята, давайте будем помнить об экономии электричества и в школе и дома, а также убеждать окружающих в важности этого дела. А игра «Что такое хорошо и что такое плохо?» поможет вам.
В каждой ситуации вы должны будете определить, хорошо поступил герой или нет. Если хорошо, похлопайте, если плохо - топайте.
Ситуации:                                                                                                                                      1 .Валя с Верой смотрели по телевизору мультфильмы. Когда они закончились, девочки затеяли игру со своими куклами. Телевизор продолжал работать.
2.Мама и папа смотрели телевизор. Мама ушла на кухню готовить ужин. Папа выключил телевизор и принялся ей помогать.
3.Ваня спит, а свет горит.                                                                                              4. Моя семья приобрела энергосберегающие лампочки.                                     5. Мой письменный стол стоит возле окна.
4. Тест   ( «Да –нет»)                                                                            
1.Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?                                 2.Вы не забываете закрывать двери в подъезде?                                                     З.Вы не держите форточки постоянно открытыми?                                         4.На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тео? 5.У вас в квартире правильно расставлена мебель, чтобы тепло от обогревателя свободно проходило в нашу комнату?                                              - Если вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление жилища. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.   

 VI. Домашнее задание      
                                                                                                                                          1. Проработать раздел учебника ( с.76-77)
2. Ответить на вопросы и выполнить задания ( с. 77)

VII. Подведение итогов урока                                                            -  - Продолжите фразу:                                                                                             Я узнал...                                                                                                                  Я научился...                                                                                                      
-Удалось ли нам добиться поставленной цели?                                           -Какой интересной информацией вы поделитесь с родителями, друзьями после этого урока?

Комментариев нет:

Отправить комментарий